(495) 725 27 25 Online:Email: info@dfacto.ru
https://dfacto.ru/

Непростые решения в простом взаимодействии
Курсы валют
  • USD 28.03.24 92,5919
  • EURO 28.03.24 100,2704

Пресс-центр

12.01.2018 00:06

Проблема дисциплины на уроке математики


Проблема дисциплины на уроке математики

Состояние дисциплины на уроке находится в прямой зависимости от квалификации учителя. И в учительской, и далеко от школы мы слышим часто, что «дети стали хуже», что с ними стало тяжелее работать, что снижается их дисциплинированность. Но а действительности это далеко не так. Не будем вспоминать историю педагогики, рассказывающую, что аналогичные высказывания были характерны и для глубокой древности. Отметим только, что на хорошем уроке дисциплина была, есть и будет всегда хорошая.

Говоря о хорошем уроке, мы подразумеваем такой, где подавляющее большинство учеников работает с интересом, слушает учителя с удовольствием, воспринимает прозвеневший звонок с урока как нежелательную помеху. В понятие «хороший урок» или классный час мы не вкладываем в качестве характерного признака хорошую дисциплину. Это само собой разумеется. Всероссийская олимпиада по информатике и математике также требует соблюдения дисциплины.

Требует уточнения и само понятие «хорошая дисциплина». Мы считаем, что дисциплина на уроке хорошая, если все ученики активно работают по четкому плану учителя. Это достаточное условие. Мы допускаем на отдельных фрагментах урока в классе «деловой шум», сдержанный разговор или даже спор, когда при совместной работе в группе обсуждается поставленная учителем проблема или заново открытый вариант решения задачи. Это деловой шум, он результат активной работы. Полная тишина в таких творческих фрагментах урока была бы противоестественна, вредна, поскольку создается за счет внутреннего напряжения, которое никак не способствует продуктивному накоплению знаний.

Бывает и так: в классе тишина, но несколько учеников скучают и смотрят в окно» думают о чем-то своем или мирно дремлют, склонив голову к парте. Как оценить дисциплину на таком уроке? Конечно, как плохую. Это естественно вытекает из современного подхода к уроку: все от первой секунды до последней должно быть подчинено активной и интересной работе. Скучающий, дремлющий ученик нарушает действующий порядок гораздо больше, чем спорящий с товарищем по теме урока или приговаривающий вслух при вычислениях.

В наш век научно-технической революции объем информации, сообщаемый учащимся в школе и в конкурсах и олимпиадах по математике, резко возрос. Правда, осведомленность ученика, как правило, очень поверхностная, он знакомится только с существованием проблем. Однако интенсификация уровня информированности учащегося обязательно сказывается на уроке. Если учитель не идет в ногу со временем, пользуется устаревшим каледарно-тематическим планированием арсеналом средств и возможностей, то совершенно неизбежно возникает недовольство и учеников, и учениками.

Возможной причиной недисциплинированного поведения иногда бывает неправильное отношение к учителю в семье ученика. Нередко в присутствии ученика в его семье обсуждают реальные и мнимые недостатки учителя, обнаруживают непонимание всей сложности и специфики учительского труда. Решить эту проблему призваны в первую очередь широко распространяющиеся сейчас педагогические лектории в школах и на предприятиях, педагогические факультеты народных университетов и соответствующие передачи по радио и телевидению. Не может стоять в стороне от решения этой задачи и педагогический коллектив общеобразовательной школы.

Сложное переплетение многих факторов порождает проблему «современных, непослушных» детей. На уроке нам порой не нравится их чрезмерная независимость, борьба за собственное мнение, резкость. Однако и стремление много рассуждать, и независимость суждений, и широкую информированность учащихся следует направить в нужное русло, признать одним из хороших условий повышения эффективности урока.

В некоторых публикациях на сайтах учителей математики, посвященных проблемам дисциплины, а «также нередко в практике школы призывают к «сигматическому упражнению в дисциплинированном поведении, в выработке динамического стереотипа послушания». Думается, что существующая у некоторых педагогов тенденция подменить активную работу на уроке «муштрованной» дисциплиной, нотациями и административными санкциями не лучший способ решения проблемы школьной дисциплины. Хороший урок был и остается, по нашему мнению, лучшим средством поддержания безукоризненной дисциплины.

Рассмотрим некоторые причины нарушения дисциплины. Они, как правило, взаимосвязаны, но в целях удобства анализа попытаемся выделить их в «чистом виде». Очередность их перечисления не определяет здесь степень их важности. У разных учителей и в разных условиях те или иные причины по-разному влияют на порядок на уроке. При этом мы пока умышленно пренебрегаем обязанностью самого ученика следить за своим поведением.

Мы склонны считать, что причины эти объективны, если их рассматривать с точки зрения ученика. В самом деле, скучны и монотонны уроки, дистанционные олимпиады и конкурсы, проводимые по одной и той же схеме в течение всего учебного года: «Кого нет в классе?», «Отвечать пойдет. ..», «Следующий вопрос...» — и так 20—30 минут. Отвечают только те, кого вызвали к доске. Остальным просто нечего делать. Естественно, что учащимся трудно удержаться без дела в рамках воспитанности целых 45 минут.

НАШИ СТАТУСЫ
HPAquariusCiscoAPCXeroxDrWebSEAGATE