(495) 725 27 25 Online:Email: info@dfacto.ru
https://dfacto.ru/

Непростые решения в простом взаимодействии
Курсы валют
  • USD 23.04.24 93,2519
  • EURO 23.04.24 99,3648

Пресс-центр

23.09.2010 00:00

Сегодня и завтра ИТ-специалистов. Программисты 1С.


Недавно издание CIO Insight опубликовало результаты исследования, проведенного известной американской некоммерческой организацией CompTIA (Computing Technology Industry Association), основанной ведущими представителями ИТ-индустрии: IBM, Microsoft, Cisco, Novell и др. Главный вывод этого исследования: ИТ-специалисты, которые обладают гибридными навыками, включающими знания в области ИТ и управления, и имеют несколько сертификационных статусов, будут наиболее востребованы, поскольку число рабочих мест в технологических областях в течение следующих четырех лет вырастет в десятки раз.

В настоящее время, говорится в исследовании, наибольшим спросом пользуются как разработчики, менеджеры проектов, специалисты в области безопасности и сетевые инженеры. При этом подчеркивается, что хотя специализация является важным и привлекательным качеством сотрудника, позволяющим ему найти хорошую работу в ИТ-индустрии, но в будущем этого может быть недостаточно. Скорее всего будут необходимы гибридные знания, т. е. комбинация навыков, которые ИТ-специалист приобрел на своем рабочем месте, и знаний, полученных в ходе обучения на курсах повышения квалификации и прохождения программ сертификации.

Согласно расчетам американского правительства, к 2014 г. количество рабочих мест в технологических областях возрастет на 18%. Поэтому разностороннее развитие знаний в области ИТ, бизнеса и управления поможет работникам обеспечить себе занятость в течение длительного периода времени.

“Тенденции в развитии информационных технологий меняют картину занятости, — отметил старший вице-президент организации CompTIA по сертификации знаний Терри Эрдл. — Однако это не означает, что нам будут не нужны ИТ-работники. Просто это должны быть другие специалисты”.

В исследовании CompTIA также высказывается предположение, что в ближайшие годы знания в области безопасности, ИТ-архитектуры и системного инжиниринга станут ключевыми в таких сферах, как облачные вычисления, технологии для здравоохранения и охраны окружающей среды, где в ближайшие годы появится больше всего рабочих мест.

Взгляд из России

А что думают об этом российские ИТ-руководители? Чтобы ответить на данный вопрос, редакция PC Week/RE решила опросить ряд ИТ-директоров и выяснить у них, какие тенденции в сфере занятости они считают наиболее актуальными.

В целом отечественные CIO согласны со своими американскими коллегами и считают, что сегодня в нашей стране наиболее востребованными ИТ-специальностями являются сотрудник службы поддержки, системный администратор, программист 1С, менеджер проекта. Также возрастает спрос на специалистов в области безопасности информационных систем и работы с персональными данными, интернет-продаж, ПО с открытым кодом и ИТ-аудита, разработчиков систем поддержки операций в режиме реального времени, бизнес-аналитиков. А вот спрос на внедренцев тяжелых систем класса ERP, наоборот, снижается.

Вместе с тем, считает директор по ИТ группы компаний “Бэринг Восток” Александр Герман, следует несколько изменить взгляд на потребность в кадрах в сфере ИТ: “Независимо от специализации в дефиците уже давно специалисты, способные формализовать свою деятельность, мыслящие категориями бизнеса и пользователей, а не технологическими понятиями”.

Схожей точки зрения придерживается и начальник управления автоматизации Объединенного резервного банка (ЗАО ОРБАНК) Олег Белов: “Изменения макроэкономической ситуации привели в банковской сфере к закреплению ИТ-специалистов за рабочими местами. В этом есть как положительные, так и отрицательные стороны. Однако в совокупности с общей тенденцией на сокращение операционных расходов кредитных организаций и необходимостью повышения скорости выхода банковских продуктов на рынок в ИТ-секторе ощущается нехватка именно специалистов способных вести самостоятельные проекты. Если в докризисное время банки могли позволить себе развивать организационную структуру, создавать новые руководящие должности для решения задач, то сейчас эти структуры, как шагреневая кожа, сжимаются до временных рабочих групп под определенный проект”.

Что же касается специализации ИТ-работников, то здесь российские CIO придерживаются более разностороннего подхода. “Всё зависит от того, по какому пути идет сотрудник — по техническому или управленческому, — уверен директор департамента информационных технологий “ДжиИ Мани Банк” Марк Залан. — Если по первому, то должна быть специализация, причем глубокая, а знания бизнеса и управления приветствуются, но не являются обязательными. Если же по второму пути, то нужны разносторонние навыки — в области технологий, бизнеса и управления”.

С ним солидарен и заместитель заведующего кафедрой “Системы управления бизнес-процессами” Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Вадим Конышев: “Специалистом невозможно стать без специализации и совершенствования в определенной области. Управленец же должен обладать способностью видеть картину в целом, а для этого требуются и технологические познания, и понимание бизнеса, и умение выстраивать отношения. Платой за широту взглядов зачастую становится их недостаточная глубина. Можно ли совместить эти два пути? Сейчас считается, что в идеале — да. Это “Т-специалист”, где буква “Т” означает карту знаний. Такой специалист обладает некоторыми познаниями во всех областях и глубокими познаниями в одной узкой области”.

А вот Александр Герман менее оптимистичен в этом вопросе. Идеальна, по его мнению, схема, когда внутреннее ИТ-подразделение компании является посредником между бизнесом и внешними высококвалифицированными ИТ-ресурсами. Однако эта модель, как любая идеальная модель, вряд ли достижима, особенно на нынешнем этапе развития нашей страны.

Олег Белов выступает за более глубокую специализацию. “Сегодня спектр информационных технологий несравнимо вырос, и этот процесс не останавливается. Поэтому если ранее два-три человека могли охватить все имеющиеся в организации технологии, то сегодня таких мультиуниверсалов найти нелегко, да и содержание их не всегда стратегически оправдано. Так что всё же разумнее иметь в своем штате узких ИТ-специалистов, но при этом не забывать о проблемах взаимозаменяемости и поддержки. Подобные вопросы легко решаются созданием единой базы знаний ИТ-службы, регулярными семинарами по обмену опытом и периодической подменой функциональных обязанностей”, — пояснил он.

К вопросу же сертификации российские ИТ-руководители подошли со значительной долей скептицизма и осторожности. “Крайне малому количеству сертификаций удается не превратиться в очередной технический экзамен, где требуется только механическое запоминание информации, и стать полезными в реальной жизни. В идеале наиболее ценен опыт, который складывается из комбинации рабочих навыков и приобретенных за время обучения. Поэтому я считаю, что сертификация не столь важна при наличии понимания и умения делать вещи, которые необходимы для компании”, — сказал Марк Залан.

Его поддерживает Вадим Конышев: “Сегодня практически у каждого ИТ-специалиста есть некий набор сертификатов и свидетельств о прохождении тренингов. Но тренинги бывают разные. Есть бесполезные, а есть такие, которые нельзя заменить ничем, но таких меньше. Но если мы спросим себя, что в наибольшей степени формирует специалиста, то ответ очевиден — это ежедневное практическое решение различных проблем на своем рабочем месте. И приобретение новых знаний должно происходить каждодневно, а не только в течение одной-двух недель тренингов. В будущем же нам необходимо стремиться к построению системы непрерывного обучения и переобучения, причем этот процесс не должен быть пущен на самотек. В организации должна быть создана система непрерывного сохранения и приумножения знаний, в рамках которой сотрудники будут взаимно учиться друг у друга”.

Олег Белов также отмечает наблюдаемый сегодня процесс демократизации рынка обучения. Если ранее курсы и сертификация находились в элитном секторе, то сейчас нередко встречаются резюме, в которых период работы ИТ-специалиста меньше периода обучения на разных курсах. В то же время, по его мнению, в связи с появлением новых облегченных форм обучения — дистанционное, выходного дня и пр. — можно говорить о некоторой девальвации сертификатов и дипломов. “В целом курсы способствуют формированию профильного рынка трудовых ресурсов, и в наши дни существенным плюсом становится возможность повышения профессиональных знаний специалистами не только по направлению предприятия, но и по собственной инициативе. При приеме на работу такой специалист всегда предпочтительнее”, — подчеркнул он.

Александр Герман считает, что при современных темпах развития ИТ и огромных усилиях вендоров постоянно “выбрасывать на рынок” новые решения представить квалифицированных ИТ-специалистов без тренингов невозможно. При этом он рассматривает саму сертификацию в качестве компромисса между сотрудником и компанией, который надо умело использовать обеими сторонами.

Как и американские коллеги, российские CIO считают, что развитие технологий несомненно оказывает очень сильное влияние на картину занятости в ИТ-сфере. “Собственно вся история технического прогресса это подтверждает”, — уверен Вадим Конышев.

Вот мнение Марка Залана: “С развитием технологий появляются новые сферы деятельности, а вместе с тем какие-то области перестают быть актуальными или востребованными. Например, появление концепции SOA создало новую область занятости, экспертизы. И наоборот, по мере развития IP-телефонии и связанных технологий аналоговая телефония утратила большую часть своей актуальности, соxранив при этом существенно уменьшенную долю рынка в виде нишевых решений”.

Олег Белов также считает, что развитие технологий расширяет номенклатуру специалистов, оживляет рынок труда, подталкивает к профессиональному росту и открывает новые возможности для людей самых разных квалификаций. Более того, по его мнению, развиваются новые способы взаимодействия работодателя и специалиста — фриланс, аутсорсинг и т. п.

Говоря же о том, какие ИТ-специалисты будут востребованы в ближайшем будущем, опрошенные нами ИТ-директора дали весьма обобщенные оценки, объясняя это тем, что будущее предсказывать сложно. “Сегодня происходит падение прибыльности предприятий в массовом масштабе, и в связи с этим проводится политика сокращения издержек производства, — сказал Вадим Конышев. — В принципе именно грамотное применение ИТ позволяет снизить издержки, но это еще нужно объяснить руководству и воплотить в жизнь. То есть потребуются ИТ-директора, которые понимают устройство бизнеса, умеют разговаривать с людьми и могут предложить и воплотить в жизнь экономичные ИТ-решения. А на уровне ИТ-сотрудников будут востребованы скорее универсальные, чем узкие специалисты”.

Александр Герман считает, что в компаниях должен происходить сдвиг от специалистов по оборудованию и инфраструктуре к специалистам по бизнес-приложениям: “Другими словами, меньше системных администраторов и больше бизнес-аналитиков. Но это сильно зависит от того, способны ли ИТ-подразделения выводить свои рутинные инфраструктурные задачи на аутсорсинг. Несмотря на активные разговоры коренного перелома пока не наблюдается”.

И наконец, по мнению Марка Залана, в будущем наиболее востребованными окажутся ИТ-специалисты, способные быстро разобраться в новых технологияx и научиться работать с ними. Те, кто будут понимать бизнес, в котором они заняты, и новые возможности, предоставляемые этому бизнесу с появлением новых разработок, решений и т. д. Те, кто будут динамично развиваться, совершенствуя свой профессионализм вместе с развитием ИТ-отрасли.

Таким образом, по большинству вопросов и американские, и российские ИТ-руководители придерживаются схожих оценок и прогнозов. Но вот реализуются ли они в реальной жизни, покажет лишь время.

НАШИ СТАТУСЫ
HPAquariusCiscoAPCAxisXeroxSEAGATE